Новости


29.04.2003

Тайны Александрийского столпа

Реставрация скульптуры

Специалисты Петербургского общества охраны памятников, Музея городской скульптуры и Эрмитажа высоко оценили выполнение реставрационных работ на Александровской колонне.

Предполагается, что новое восхождение на колонну потребуется не раньше чем через пять – десять лет. В люк на подоле скульптуры ангела реставраторы положили материалы об обследовании памятника в тридцатые и шестидесятые годы прошлого века, а также в наши дни. Реставраторам удалось разгадать несколько тайн творения Монферрана.

Последний раз памятник реставрировался сорок с лишним лет назад. Еще одна попытка позаботиться о нем была предпринята в последние годы советской власти. Памятник попытались обследовать с помощью верхолазов. Только дальше этого дело не пошло.

На первый взгляд скульптура, венчающая колонну, выглядела лучше, чем памятники, стоящие на земле. Однако это впечатление оказалось обманчивым. Как только поверхность статуи ангела промыли, обнаружилось, что его лицо поразила бронзовая болезнь. С этой напастью специалисты умеют бороться. Они удалили искусственную патину, нанесенную во время предыдущей реставрации, расчистили поверхность металла и методом наплавления нанесли на него защитный слой закиси меди. Не так-то просто было поднять наверх необходимую для этого аппаратуру.

Из исторического анекдота мы знаем, что современников Монферрана тревожила устойчивость колонны, которая надежно покоится на постаменте за счет своего собственного веса. Нынешних реставраторов волновала надежность крепления скульптуры. На старых чертежах отчетливо виден металлический стержень, пронизывающий «стакан», на котором стоит ангел. Предполагалось, что он продолжается и в теле статуи. Телекамера специального эндоскопа, проникшая под одежды ангела сквозь маленькую прореху плаща, предположение не подтвердила.

Специалисты знали, что ноги статуи отливались вместе с крышкой, накрывающей «стакан». Конструкция в подножии ангела перекосилась и деформировалась, в нее попадала вода, которая вымывала раствор, скреплявший кирпичную кладку.

С земли хорошо видно, что скульптура и её постамент (общий вес 16 тонн) стоят на абаке – платформе в их основании. «Вскрытие» показало, что кирпич в абаке тоже утратил прочность. Все эти подробности говорят о том, что ангел уже давно парил над площадью, из последних сил цепляясь за ствол колонны. Для того чтобы вернуть ему прежнюю устойчивость, реставраторы просушили и укрепили кладку, а кирпич в абаке заменили на прочный гранит.

Красный гранит для Александровской колонны выбрал Николай I. Камень красив, но из-за вкраплений слюды менее прочен, чем, к примеру, серый сердобольский. Трещины под полировкой появились быстро, они упоминаются уже в документах XIX века. Реставраторы обследовали ствол колонны, зафиксировали трещины, просчитали динамику их развития и получили вполне благоприятный прогноз на будущее. На проблемные участки нанесли лазерные метки, по которым с земли легко следить за состоянием камня.

Особое внимание уделили постаменту памятника. Его бронзовый декор утратил некоторые детали, пострадал от осколков снарядов во время войны и последствий народных «гуляний» на Дворцовой площади. Реставраторам пришлось не только восполнять утраты, зачеканивать отверстия, но и убирать битое стекло с постамента.

Самым сложным, с точки зрения специалистов, было выяснить состояние камня в основании колонны. Он мог раскрошиться под общей тяжестью монолита и скульптуры. Никто не знал, каким образом колонна соединяется с постаментом, это место скрывает бронзовый венок. Все тот же эндоскоп опустили в небольшой зазор между камнем и металлом. Результат заставил еще раз восхититься мастерством зодчего. Колонна не лежит всей тяжестью на постаменте, её края приподняты над ним. Вес сооружения приходится на конусообразный выступ в середине постамента, не исключено, что он вырублен из более прочного сердобольского гранита.

Памятник на Дворцовой – венец мастерства его создателя, исполнителей и технической мысли XIX столетия. Реставраторы обследовали его сверху донизу. Осталось привести в порядок фонари освещения и воссоздать историческую ограду.

Силы и средства, затраченные на реставрацию Александрийского столпа, заставляют уже сейчас думать о том, как сохранить памятник. Есть предложение учредить торжественный церемониал смены караула у Зимнего дворца, как во многих европейских городах. Тем более что Эрмитаж этим летом откроет вход в музей со стороны площади. Жизнь вокруг Александровской колонны может стать ещё более интенсивной.

И последнее. Реставраторы не оставляют ангела, венчающего колонну, в темноте. Пора подумать о подсветке: ангел будет красиво парить в лучах прожекторов. Он привык спать при свете.

Людмила ЛЕУССКАЯ. Газета "Гудок".


Вид на Дворцовую площадьАнгел на вершине колонныАнри Луи Огюст Рикар де МонферранФигура ангела на Александровской колоннеБарельеф выполнен в технике гальванопластикиАнри Луи Огюст Рикар де МонферранАлександровская колонна во время грозы. 1834 г..Фигура ангела, которая венчает колоннуФрагмент барельефаАнгел на вершине колонныАлександровская колонна на Дворцовой площадиСтроительные леса на Дворцовой площади (1832 г.)Рубль с портретом Александра I в честь открытия Александровской колонны 1834 года